Детские кризисы
Детские кризисы
Каждый ребенок в своем развитии неизбежно проходит через так называемые возрастные кризисы. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо, чем плохо, а главное – это закономерно. Ведь без кризиса просто не будет развития. И к этому нужно быть готовым. Конечно, хорошо, когда родители оказываются готовыми к изменениям происходящими с их ребенком и могут вовремя среагировать, изменяя свое поведение. В нашей статье мы обсудим кризисы развития ребенка до подросткового возраста.
А так, какие же кризисы бывают?
Кризис новорожденности. Этот кризис был не открыт, а высчитан и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В этом противоречии заложена основа всего развития ребенка, он должен научиться взаимодействовать с окружающим миром. В результате этого кризиса рождается индивидуальная психическая жизнь ребенка, проявляется это в виде комплекса оживления. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют жизненно важные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Кризис 1 года. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года. Кризис одного года характеризуется освоением речи. Ребенок начинает ходить и пытается действовать самостоятельно. Не ждет, пока вы покажете ему предмет, и берет его сам. Это создает кризисную ситуацию, – непослушание малыша и грубость взрослых. Он подходит и открывает кастрюли, двери, тумбочки и плача, «возмущается», когда ему не позволяют что-то брать или делать. Ребенок учится регулировать свою деятельность, и сама жизнь толкает его к освоению речи. Все его действия – это накопление житейского опыта методом «проб и ошибок».
В этот кризисный период могут наблюдаться различные нарушения: сбой всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); нарушение удовлетворения всех жизненно важных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
А вот кризис 3-х лет как разотносится к числу острых. Ребенок неуправляем, может впадать в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
- Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
- Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
- Своеволие. Стремится все делать сам.
- Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
- Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция \"Я сам\". Ребенок познает различие между \"должен\" и \"хочу\". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Ведь сейчас у детей начинает формироваться воля. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо самостоятельности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Кризис 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
В этом возрасте происходит становление самосознанияребенка. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным, его непосредственность пропадает, появляется демонстративная наивность и правильность. Ребенок плохо владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Складывается образ Я и самооценка, которые в известной мере становятся основой саморегуляции поведенияв значимых социальных контактах. Сейчас он может уже думать о себе как бы со стороны, что способствует более объективной самооценке.
Подражание становится в известной мере сознательным, ребенок намеренно перенимает определенные действия и реакции людей, на которых он хочет равняться. Появляется ролевое поведение, т.е. система действий социально одобряемых, соответствующих ожиданиям окружающих. Из наиболее значительных форм поведения, из оценок окружающих складываются его представления о себе как члене сообщества.
В этом периоде для ребенка очень важно уважение. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то с ним невозможно будет строить отношения. \"Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают\".
Подготовила Алия Абдуллина
Благодарим психолога центра «Paradisesun» Машукову Елену Анатольевну за помощь при подготовке материала.