Режим дня
Вы когда-нибудь встречали родителей, которым не нравятся его дети? Абсурд, не правда ли! Каждый ребенок для своих мам и пап самый красивый, самый лучший и непременно талантливый. Но вот только кому-то удаётся распознать вовремя эти таланты и развить, а кому-то нет. Психологи говорят, чтобы максимально развить ребенка и заложенные в нем способности, необходим правильный режим дня, соответствующие нагрузки и никаких перегрузок.
Режим дня для детей до 10 лет составляется индивидуально, учитывая особенности нервной системы, темперамента, степень усваивания информации.
«Тормоза» и экстраверты
Если ваш ребенок медлительный, не злитесь, такие дети не просто медлительны, они видят детали и более глубоки в изучении мира, порядка вещей. Детки-экстраверты очень быстро схватывают информацию, но также быстро могут ее потерять, и для закрепления информации им нужно больше времени.
В период начальной школы ни в коем случае нельзя подгонять медлительного ребенка и требовать «Быстрей, быстрей!». Для своего темперамента он итак делает всё быстро. Это его внутренние часы, и он не понимает, чего от него хотят родители. Иначе у таких детей может развиться невроз, заикание, они могут не договаривать слова, мигать и дергаться. Ситуацию можно исправить. Динамика ребенка растет благодаря правильному режиму дня, хорошему графику.
Если ребенок учится в первую половину дня, то после школы ему нужно обязательно отдохнуть 1-1,5 часа, погулять на свежем воздухе. Есть детки, которые быстро восстанавливаются, медлительным ребятам необходимо отключиться от школы и переключиться на другую деятельность. К 13 годам особенности динамики умственной деятельности хорошо тренируются и в этом возрасте уже не должно быть различий.
После отдыха можно перейти к учебной деятельности. Все уроки желательно делать в светлое время суток. Вечером уроки осваиваются тяжело, ребенок плохо запоминает, поскольку мозг требует отдыха и отключается. Ведь он готовится к завтрашнему дню. Учеба в первую смену предполагает подъем в полседьмого утра. Значит, и укладывать спать надо в соответствии с биологическими потребностями ребенка. А это здоровый полноценный сон.
Среднестатистически ребенку нужно от 9 до 12 часов сна индивидуально. Иначе может наступить перевозбуждение нервной системы. В коре головного мозга есть процессы торможения и возбуждения. Торможение отвечает за отдых, замедляя умственную работу, предрасполагая ко сну. А возбуждение – это активное бодрствование. И у ребенка, который не досыпает, процессы возбуждения преобладают над торможением, что может привести к хроническому недосыпанию. Сон же является первостепенной потребностью организма для восстановления сил. Дети не могут жить полноценно без сна, потому что ребенок растет только во сне! Помните об этом.
Жаворонки и совы
Если ваш малыш засоня и ему трудно вставать по утрам, процесс возбуждения «включать» необходимо постепенно. Самые большие трудности с этим испытывают детки садовского возраста, поскольку у них слабые волевые процессы. Требовать или заставлять их вставать сразу нельзя. Во многих случаях именно таким образом во время длительного сна восстанавливается нервная система малыша. При этом, конечно, нельзя держать ребенка до часу ночи, как бы он не противился. Если постараться укладывать ребенка пораньше, то и просыпаться по утрам ему будет не так сложно. И здесь вам опять-таки поможет режим. Главное – приучить ребенка соблюдать график.
Соблюдение графика – путь к самостоятельности
Моя знакомая на личном опыте убедилась в бесспорной пользе графика, когда её попросили посидеть с 2-летним малышом, у которого с раннего детства был определенный режим. Мальчик почти не расстроился от того, что с ним сидел чужой человек. Он проснулся в определенное время, выпил приготовленное молоко, как делает каждое утро, выбрал мультик, посмотрел, затем надел шапку с готовностью гулять, всё по расписанию… В два года абсолютно самостоятельный человек! Ведь режим дня – это не только здоровье, это ощущение безопасности, когда малыш знает, что будет дальше. В этом возрасте он чувствует себя незащищенным, и взрослый должен дать ему эту потребность в безопасности. Границы нужны здесь для того, чтобы учить ребенка правилам, по которым строится вся наша жизнь. А режим дня постепенно вводит его в этот мир правил, который он должен соблюдать.
Необходимое условие каждого режима – точность, систематичность и выполнение его требований. Нельзя составить график ребенку и отключиться от процесса. Все это нужно делать педантично изо дня в день. Контроль режима раз-два в месяц ни к чему не приведет. Детям постоянно нужно внимание и время. И если взрослые, несмотря на стремительный темп жизни, найдут это время, ребенок научит Вас многим прекрасным вещам и откроет новый для Вас мир. Не упустите возможность быть там со своим ребенком!
Подготовила Алия Абдуллина
Благодарим детского психолога Елену Гульченко за помощь при подготовке материала