Дворцовый стиль Интарсии
«Ах, если б знали вы, с какого сора растут стихи, не ведая стыда»
Анна Ахматова
Нож, лобзик, стамеска, груды деревянных кусочков, пластов шпона – в итоге рождается удивительно трогательная, уникальная картина из дерева. Как вечное произведение искусства невероятной глубины, такие картины увидели свет, благодаря древнейшей технике, загадочно именуемой «Интарсией». Имея многовековую историю, покорив великие страны и снискав признание королей, этот стиль работы и сегодня удивляет своим совершенством и монументальностью. Идеально вливаясь в любой интерьер, будь то хайтек или барроко, картины из дерева добавят роскошь и дворцовость, а Кыргызстану, богатому лесами, могут дать уникальную возможность заявить о себе на весь мир.
Эта старинная техника появилась в Древнем Египте более трёх тысяч лет назад. Первоначально «интарсия» представляла собой фигурное изображение из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных и вклеенных в деревянную поверхность. В Египте её применяли для отделки саркофагов дорогим деревом, изготовления мебели. Как новое направление интарсия перерождалась с 14 по 17 века, достигнув наивысшего расцвета в Эпоху Возрождения в Италии, затем проникнув в Германию, Францию и другие страны Европы. Мебель, украшенная интарсией, была предметом роскоши и принадлежала лишь самым богатым. Удивительное изящество интарсия приобрела благодаря парижскому столяру, великолепному краснодеревщику Шарлю Булю, который в 1726 году усовершенствовал существующий стиль и на его основе изобрёл технику «маркетри». По сути, интарсия – это мозаика и инкрустация, а маркетри – это идеальное сращивание разных кусочков дерева, где швов между ними не видно. При Людовиках этот стиль процветал и ценился очень высоко. Вся роскошная мебель и аксессуары во дворцах Парижа, Эрмитаж и все его интерьеры, Флорентийская мозаика и даже знаменитая, скандально потерянная Янтарная комната выполнены в этой технике.
Сегодня в Кыргызстане интарсией занимаются единицы людей, и вдохновил их на это Владимир Горовой – великий художник, декоратор и дизайнер. Его произведения – уникальный пример интарсии и маркетри в нашей горной стране, богатой лесами. Не на мебели, а на деревянном полотне в раме предстаёт мастерски исполненная картина, выражающая природную и человеческую красоту. Буквально через триста лет после рождения «маркетри» Горовой пошёл дальше Шарля Буля и изобрёл новую свою авторскую технику, более совершенную по сравнению с инкрустацией и маркетри. Его рукотворные изделия, подобные живописной мозаике, изящнее и чище, и требуют высокого мастерства и кропотливой работы.
Выдуманные сюжеты автор переносит на бумагу, затем в натуральную величину на картон, ещё раз на подоснову и на промежуточный материал. Всё тщательно и точно распиливает на мельчайшие детали (в одной картине размером в 1 кв.метр их может быть от 700 до 2000 и более) и укладывает по принципу мозаики или пазла. Главное – всё правильно собрать. Далее к каждой детали подбирается и наклеивается шпон, вырезается, обрабатывается и укладывается. И потихоньку рисунок собирается в картину. Трудоемкий процесс завершают шлифовка, полировка и заключение в раму.
Монументальные настенные панно, декоративные подплафонники для люстр, светильники, расцвечивающие мозаику из дерева на потолке, – во всех своих творениях автор мастерски использует интарсию с элементами резьбы, комбинирует дерево с богатой текстурой с металлом, стеклом, полимерами и умело решает задачи интерьера, учитывая специфику стиля и архитектурную ситуацию.
Его неповторимые интерьеры вызывают восторг у ценителей искусства, благородно воздействуют на посетителя и преображают его. По мнению великого художника, создание безликого интерьера для настоящего мастера подобно преступлению. Оригинальные интерьеры можно создавать из любого материала, но дерево всегда было близко к человеку и стояло на первом месте.
Дерево – это уникальный материал. Даже после того, как его спилят, оно живёт ещё полвека. Недаром дерево стало основой такого роскошного, дворцового стиля. Его аура, тепло, изыск и красота благодатно воздействуют на человека и делают интерьер особенным. Дерево в Кыргызстане может в полную силу развернуться развитым художественным промыслом. Наш орех, имеющий редкую ценность для художника, считается лучшим в мире, ведь такой цветовой палитрой от белого до тёмно-коричневого, не обладает ни одно дерево. А карагач в руках прославленного мастера затмевает знаменитое красное.
Дерево и все аксессуары из него, картины, выполненные в интарсии, очень востребованы и идеально подойдут под любой стиль. В этой технике можно делать монументальные вещи, начиная от представительских зданий, роскошную эксклюзивную мебель, в интерьере уникально использовать дерево с войлоком, шикарно обыгрывать национальные мотивы с рельефной и ажурной резьбой.
Имея таких мастеров, как Владимир Горовой, и богатейший природный материал, наша страна наряду с Италией и Францией могла бы прославиться на весь мир шедевральными произведениями в новой технике интарсии и маркетри. У нас есть большой шанс, нужно им воспользоваться и открывать мастерские, поскольку в мире в этой технике, благодаря Горовому, мы лучшие.
Подготовила Алия Абдуллина